23 – 26 июня 2021, архангельск

Деловая PRO-программа

в рамках Всероссийского фестиваля уличных театров
в Архангельске

В этом году впервые за всю 30-летнюю историю фестиваля в Архангельске прошла деловая (PRO) программа, которую инициировали Российский Союз Уличных Театров и Артистов, непосредственно Сергей Корсаков и Олег Скотников, и сам Фестиваль уличных театров, в лице Анастасии Парфеньевой.

PRO-программа проводилась при финансовой поддержке генерального спонсора фестиваля уличных театров ООО ПКП «Титан».
Адрес
Архангельск,
«Дом молодёжи», ул. Ломоносова,
д. 269
Сергей Корсаков
Тиран Картонии, инициатор РСУТиА
Все это было придумано на конференции PRO Уличный Театр прошлым летом или даже ранее, в первую очередь для организации внятного networking.

Для создания сети профессионального общения в России был основан и развивается Российский Союз Уличных Театров и Артистов (www.streetrussia.com).

Нам очень важно, чтобы утренняя PRO программа была интересна большинству участников, чтобы вопросы, которые мы обсуждаем, были актуальные и новых и практичных знакомств было множество.

Как нам кажется, основное - это знакомство и общение, для этого в рамках программы мы планируем несколько форматов для представления друг другу как формально, так и не формально. Не менее важны и передача опыта, обсуждение наиболее актуальных вопросов, поиск возможностей для объединения и сотрудничества – дискуссии, круглые столы, мастерские.
Олег Скотников
Странствующие куклы Господина Пэжо, соорганизатор РСУТиА
Это логично, что самый старый фестиваль уличных театров первый начал делать профессиональную программу. Наше сообщество ещё достаточно молодое и в нем есть место и профессионалам и любителям, но я абсолютно уверен, что чем больше мы общаемся между собой на таких встречах, тем конкретнее и точнее мы сможем выделить направления и решения, дающие нам возможность развиться и монетизировать наше творчество.
Начинать в рамках старейшего уличного фестиваля кажется естественным и гармоничным, и мы – начали.
XXVII фестиваль уличных театров в Архангельске состоялся, и это огромная радость. То же, что на нем прошла первая полноценная деловая программа уличного театра – для участников РСУТиА радость вдвойне. Начинать в рамках старейшего уличного фестиваля кажется естественным и гармоничным, и мы – начали.

Что же происходило в эти четыре дня, 23-26 июня?
Фото: Варвара Морозова
Каждый день в 10 утра участники деловой программы, большую часть из которых удалось привезти благодаря спонсору фестиваля ООО ПКП «Титан» – а приехали директоры фестивалей, режиссеры, артисты, театроведы из разных городов России, от Геленджика до Тюмени – собирались в Доме молодежи. Главной задачей было знакомство и налаживание коммуникации внутри сообщества, поэтому первый день начался с сета коротких представлений друг другу, причем в игровом формате один на один, подсмотренном соорганизатором РСУТиА и куратором программы Сергеем Корсаковым на конференциях IETM, и продолжился серией питчингов - коротких презентаций новых идей и проектов уличных коллективов. В третий день было, судя по отзывам, главное событие Pro-программы – speed-dating. Казалось бы, к этому моменту все уже были знакомы друг с другом, но формат позволил даже давним знакомым лучше узнать возможности и запросы друг друга: к продюсерам и директорам уличных фестивалей записывались артисты и руководители коллективов, и за отведенные 4-5 минут для одной беседы выяснялось, что у коллектива есть не только «взрослые», но и детские спектакли, или что декораций может быть меньше, а логистика проще, и тогда их смогут позвать не только на большие площади, но в более плотно устроенные пространства… Многие вынесли оттуда не только визитки и конкретные предложения, но понимание, что стоит изменить или включить в технических описаниях своих проектов.
Фото: Варвара Морозова
Помимо общения, деловая программа, конечно же, состояла из мастер-классов и лекций. Театр «Пластилиновый дождь» (Самара) учил ходить на ходулях, Олег Жуковский (театр La Pushkin, Санкт-Петербург) посвящал в свое представление об образном мышлении и театральном целеполагании. Про современные материалы в производстве костюмов и декораций рассказывала и показывала образцы Мария Литвинова из театральной компании «Трикстер» (Москва), а театр «Светлые лица» (Москва) продемонстрировал световые костюмы и поведал о разных диодных, оптоволоконных и пневмоконструкциях, которые лучше всего применять в световом перформансе. Неожиданно острой оказалась проблема взаимодействия уличных театров с РАО, опытом которого делилась Анастасия Малевинская (Архангельский Молодежный театр).
Фото: Варвара Морозова
Очень полезной стала встреча в Молодежном театре – организаторе всего фестиваля – с художественным руководителем театра и создателем фестиваля, пионером российского уличного театра Виктором Петровичем Пановым, рассказавшим об опыте организации международного фестиваля и своих поездках в Европу с уличными спектаклями (Молодежный театр только в Авиньоне был 6 раз), и сразу последовавший затем разговор об опыте организации гастролей в Европе с Артуром Гукасяном (фестиваль HighFest, Армения), мастере нетворкинга.
Фото: Варвара Морозова
О дискуссии о жанрах уличного театра, которую по видеосвязи модерировал Олег Скотников (соорганизатор РСУТиА; театр «Странствующие куклы господина Пэжо», Санкт-Петербург), мы еще напишем отдельно, но главное очевидно: особенность уличного театра состоит в разнообразии жанров, от пантомимы и клоунады до музыкальной драмы, от файер-шоу до пластических этюдов, причем все время появляются новые направления. Уличный театр смыкается, например, с сайт-специфик искусством, лаборатория которого, в частности, проходила в этом году на фестивале под кураторством Ники Пархомовской и Кирилла Люкевича и вызвала много откликов. Очень важно поэтому держать руку на пульсе и быть открытыми, смотреть, что происходит в нашем развивающемся секторе – и развиваться вместе с ним. Неожиданным преимуществом участников деловой программы стала возможность ходить на все события фестиваля, ведь очень часто артисты, непосредственно участвующие в событиях, просто не имеют временной возможности посмотреть на выступления других коллективов. Такое погружение, мы уверены, даст немало плодов, и мы надеемся, что общение коллективов между собой продолжится.

Уже готовимся к следующей образовательной программе в Алеметьевске на фестивале «Легкие крылья», а пока приглашаем вас пересмотреть видеотрансляции из Архангельска в наших социальных сетях.

Спасибо фестивалю, организаторам, участникам – и до скорых встреч!

[Материал подготовили: Ксения Аитова и Елена Гордиенко]
ОРГАНИЗАТОРЫ
Сергей Корсаков
Тиран Картонии, инициатор РСУТиА
Олег Скотников
Странствующие куклы Господина Пэжо, соорганизатор РСУТиА
Анастасия Парфеньева
Международный фестивальный куратор, арт блогер, арт менеджер
УЧАСТНИКИ
Юрий Макеев
Актер, режиссер, Театр Вкуса
Настя Шадрина
Директор театра "Пластилиновый дождь" и фестиваля "Пластилиновый дождь", Самара
Игорь Шадрин
Режиссер театра "Пластилиновый дождь", Самара
Полина Захарова
Директор театра "Мимикрия"(Тюмень), директор Международного фестиваля уличных театров "Сны улиц - 2020"
Леон Словицкий
Актер, режиссер, продюсер, театральный преподаватель
Мария Плаксина
Режиссёр в театр СоЛу
Юлия
Худрук театра светового перформанса
"Светлые лица"
Мария Литвинова
Театральная Компания "Трикстер"
Дмитрий Максименков
Театральная команда "Эскизы в пространстве"
Артур Гукасян
президент международного фестиваля исполнительских искусств ХАЙ ФЕСТ / HIGH FEST в Ереване, Армения
Наталья Адамович
Руководитель и артист проекта "Театр мыльных пузырей"
Алексей Эрберг
Драматург, продюсер, режиссёр и перфомер
Гульназ Ханнанова
Руководитель театра "Легкие крылья"
Андрей Солдаткин
Организатор, режиссёр, директор, независимый продюсер, партнёр театра Микос
Олег Жуковский
Создатель, режиссёр и актёр Театра La Pushkin
Ириша Терентьева
Куратор proпрограммы, организатор Speed-dating, перформер Картонии
Елена Гордиенко
Театральный исследователь
Ксения Аитова
Театральный критик
Леон Словицкий
Актер, режиссер, продюсер, театральный преподаватель
Санкт-Петербургская Государственная Академия Театрального Искусства (факультет актерского искусства и режиссуры, мастерская Красовского Ю.М., специализация - режиссер драматического театра)
Закончил программу профессиональной переподготовки "Педагог среднего профессионального образования. Теория и практика реализации ФГОС нового поколения"
Номинант театральных премий «Золотая маска» и «Золотой софит».
Преподаватель актерского мастерства в РГИСИ, автор курсов по актерскому мастерству для профессионалов и любителей.
Директор и сооснователь Плохого театра и актер Такого театра.
Сотрудничал в качестве актера с Александринским театром и центром им. Всеволода Мейерхольда.
Артур Гукасян:
Президент международного фестиваля исполнительских искусств ХАЙ ФЕСТ / HIGH FEST в Ереване, Армения
На период 2019-2021 фестиваль вошёл в 24 лучших фестиваля Европы по версии Европейской Фестивальной Ассоциации.

Также я заведует кафедрой по арт менеджменту и культурной политике Ереванского Государственного Института Театра и Кино и приглашённый профессор Лондонского Университета Метрополитан.
ОТЗЫВЫ
Мария Литвинова
Режиссер, директор театра «Трикстер»
Ко мне обращались с разными вопросами. Были молодые ребята, которые только начинают делать свой театр, спрашивали, как развиваться. Были опытные переговорщики, они подходили сразу с предложением, из которого можно было понять, что это за театр, его образ, чем он занимается. Какие-то вещи я для себя тоже «зацепила», потому что сейчас много занимаюсь продакшном и постоянно в поиске технологов, людей, которые умеют шить и тд. В разговоре с некоторыми театрами попросила контакты таких полезных людей.
Полина Захарова
Директор фестиваля уличных театров «Сны улиц», Тюмень
Я горжусь своими коллегами Олегом Скотниковым и Сергеем Корсаковым, они делают большое дело – развивают профессиональное сообщество среди уличных артистов и тех театров, кто экспериментирует в уличном формате.
Как директор фестиваля уличных театров, и актриса и режиссёр уличных спектаклей, я очень заинтересована, чтобы уличное театральное искусство развивалось, имело поддержку, новые точки роста, гастроли, было нужно горожанам и меняло жизнь городов! Все вместе мы сможем это сделать.

[продолжить чтение]
Наталья Адамович
Театр мыльных пузырей Adamovich Bubble Company, Воронеж
Чувство сопричастности, которое мощно мотивирует действовать, верить в свои мечты. Ощутимая поддержка на этом пути – мы туда, мы вместе, мы есть.

Ценный опыт. Оказалось, что мои ошибки – это естественный процесс, часть роста и развития, так у многих.

Размышления и сонастройка с моими глубинными ценностями-важностями через прикосновение к тем, кто близок духом
Анастасия Шадрина
Фестиваль уличных театров «Пластилиновый дождь», Самара
В спид-дейтинге я участвовала как продюсер и представитель фестиваля. Ко мне приходили люди из разных театров. Основной целью было познакомиться и понять, какие спектакли может привезти этот театр на наш фестиваль. Я в свою очередь рассказывала про формат «Пластилинового дождя». Например, мы плодотворно пообщались с Алексеем Эрбергом, обсудили возможность использования нестандартных площадок нашего парка. Алексей ушел думать.
Юлия Светлица
Театр светового перформанса «Светлые лица», Москва
Для нас это новый формат и очень полезный, потому что есть возможность рассказать о себе, о специфике театра. Презентации как правило не несут исчерпывающей информации, продюсер получает не всегда верное впечатление. Сегодня даже был момент, когда продюсер сказал: о, вы такое делаете! А я же присылала, я писала! А людям казалось, что там совсем другое. Я считаю, что личный контакт — это очень круто. Он позволяет коллективам продвигаться в индустрии.
Алексей Эрберг
Драматург, режиссер, продюсер, перформер проекта «Танцкружок», Санкт-Петербург
На спид-дейтинге было очень интересно. Это всегда выход из зоны комфорта, потому что нужно рассказать о себе, что очень непросто для творческого человека. Да еще и за короткое время. Но поскольку заданы четкие правила игры, все откидывают застенчивость, садятся и говорят эти 5 минут. Это хорошая возможность познакомиться с новыми людьми - профессионалами своего дела, обменяться контактами, услышать, по каким критериям продюсеры отбирают себе проекты и таким образом понять, с чего начать, нужно ли сразу видео высылать, или достаточно будет описания. Это было очень полезно и приятно.
Мария Плаксина
Режиссер и художественный руководитель уличного театра «СоЛу», Санкт-Петербург
На спид-дейтинге я в основном общалась с продюсерами, которых уже знаю (здесь таких большинство) и с удовольствием рассказывала им о своих работах. Несмотря на то, что мы знакомы и пересекаемся на различных фестивалях, они не всегда имеют представление о том, чем я занимаюсь. Потому что у человека нет физической возможности посмотреть все спектакли, чаще всего он везет свои и очень занят. Из-за того, что мы находимся в разных регионах, иногда сложно получить достоверную информацию. Например, я рассказала о своем спектакле в жанре клоунады, а продюсер, оказывается, была уверена, что это интерактивная программа, а это совсем не так. Но у нее создалось такое впечатление из какой-то информации, которая витала в воздухе.
Таким образом, когда мы встречаемся лицом к лицу и я описываю спектр возможностей моего коллектива, продюсер выцепляет то, что ему интересно. Например, ему нужен семейный спектакль, или совсем камерный, или необычный мастер-класс. И я подробнее рассказываю о том, что его заинтересовало, и, надеюсь, после этого последует более тесное сотрудничество. Это гораздо лучше, чем отправлять заявки по электронной почте. Так что спид-дейтинг - очень полезная штука.
Полина Захарова
Директор театра «Мимикрия» и фестиваля «Сны улиц», Тюмень
Я горжусь своими коллегами Олегом Скотниковым и Сергеем Корсаковым, они делают большое дело – развивают профессиональное сообщество среди уличных артистов и тех театров, кто экспериментирует в уличном формате.

Как директор фестиваля уличных театров, и актриса и режиссёр уличных спектаклей, я очень заинтересована, чтобы уличное театральное искусство развивалось, имело поддержку, новые точки роста, гастроли, было нужно горожанам и меняло жизнь городов! Все вместе мы сможем это сделать.

На спид-дейтинге я общалась с режиссерами и участниками театров из Архангельска, Москвы и других городов. Мне было интересно понять, в каких жанрах они работают, нужна ли специальная площадка или можно приспособить разные. Я заострила внимание на интересных предложениях, где есть живая музыка, поющие актеры и т.д. Театры интересовались, как попасть ко мне на фестиваль, я рассказывала подробно, уточняла сразу какие-то нюансы, например, габариты декораций.

Интересный пример — когда я планировала еще полгода назад привезти московский театр Mikos, мне казалось, что у них большой спектакль, трудный в транспортировке, и когда фестиваль переформатировался в более камерный, решила, что не смогу их привезти. А увидев в Архангельске, как они играют без декорации в маленьком скверике, поняла, что это история, которая может адаптироваться. И Андрей Солдаткин после разговора со мной понял, что нужно по-другому формулировать предложение, чтобы спектакль не воспринимался как труднопривозимый. Это было очень полезно.

Ну и в целом полезно познакомиться с новыми людьми. Классно, что обсуждаются новые форматы, что театры общаются. И плюс я сама здесь была как представитель театра и фестиваля, который тоже выпускает уличные постановки, и только здесь узнала, что Мария Литвинова и Андрей Солдаткин выступают еще и организаторами больших событий и часто ищут театры. То есть мы познакомились еще и с расширенными компетенциями людей, которых уже знали до этого в каком-то качестве.

РАСПИСАНИЕ
Среда, 23 ИЮНЯ
10:00 – 10:30
10:00 – 10:30
Сет коротких представлений друг другу
10:30 – 11:00
10:30 – 11:00
Коротко о главном
По 3-4 минуты Анастасия Парфеньева расскажет про Всероссийский Фестиваль Уличных Театров в Архангельске, Олег Скотников и Сергей Корсаков расскажут про Российский Союз Уличных Театров и Артистов и вместе про PRO-программу.
11:00 – 12:00
11:00 – 12:00
Серия питчингов (коротких презентаций) новых идей проектов от уличных театров и артистов
Будет выбрано из предложенных не более 10 проектов, по 3 минуты на один проект + 2-3 минуты вопросы-ответы, главное уложиться в тайминг и чтобы идея проекта была на любой стадии разработки, но официальной премьеры еще не было (формат может быть любым: и мини-спектакль, и презентация).

Модератор: Сергей Корсаков.
12:00 – 13:00
12:00 – 13:00
Время для свободного общения по результату питчинга
12:00 – 13:00
12:00 – 13:00
МАСТЕРСКАЯ
По записи, только 6 мест!

ПИШИТЕ Анастасии Шадриной В ЛИЧКУ

Ознакомительный практический мастер-класс по хождению на ходулях. Участников не более 6 человек (есть 6 пар ходуль), пишите кто хочет принять участие. Анастасия Шадрина, театр и фестиваль уличного искусства "Пластилиновый дождь" (г. Самара)
Четверг, 24 ИЮНЯ
10:00 – 11:30
10:00 – 11:30
ДИСКУССИЯ "Определяем рамки жанра"
Для многих официальных организаций Уличного Театра не существует. Мы хотим попробовать изменить ситуацию и за 4 дня с вашей помощью описать жанры, в которых мы существуем и работаем, обсудить их различия, а также, конечно, сочетание жанров. Мы говорим не только про театр, но и уличное искусство в более широком контексте — как раз задача договориться, что мы включаем в понятие или жанр Уличного Театра, а что нет. По результатам PRO программы мы собираемся написать текст и определить рамки нашего жанра.

Модератор: Олег Скотников.
11:30 – 12:40
11:30 – 12:40
СЕМИНАР "РАО и Уличные Театры"
На ваши практические вопросы отвечает Анастасия Дедёшина, Фестиваль Уличных Театров в Архангельске.
13:30 – 15:00
13:30 – 15:00
ДИСКУССИЯ
"Опыт организации гастролей в Европе с нуля"
Дополнительное событие на другой площадке:
в Театре Панова (ул. Логинова, 9, будет организован трансфер)
Спикеры: Артур Гукасян, Сергей Корсаков, Наталья Наталья Адамович.

Модератор: Олег Скотников.
Пятница, 25 ИЮНЯ
10:00 – 11:00
10:00 – 11:00
SPEED-DATING
Короткие встречи с продюсерами и организаторами фестивале:

🔸️Малевинская Анастасия , Архангельский фестиваль уличных театров
🔸️Захарова Полина, фестиваль "Сны Улиц" г.Тюмень
🔸️Шадрина Анастасия, фестиваль "Пластилиновый дождь" г.Самара
🔸️Слюсаренко Андрей, фестиваль "Передвижники" г. Геленджик
🔸️Литвина Мария, фестивали уличных театров г.Москва
🔸️ Маркелчева Ольга, фестиваль уличных театров в рамках Фестиваля Таврида г.Судак (Крым).
🔸️Ханновна Гульназ, фестиваль уличных театров в г.Альметьевск
11:00 – 11:30
11:00 – 11:30
Время для неформального общения
11:30 – 12:10
11:30 – 12:10
МАСТЕРСКАЯ по современным материалам
Ознакомительный мастер-класс про современные материалы, которые мы используем в производстве костюмов и декораций для уличных спектаклей. С картинками и образцами. Мария Мария Литвинова, театральная Компания «Трикстер»
12:10 – 13:00
12:10 – 13:00
МАСТЕРСКАЯ по использованию световых элементов в костюмах и декорациях
Технологии и материалы, пневмо конструкции. Опыт проб и ошибок. Костюмы-образцы для демонстрации. Театр светового перформанса «Светлые лица»
Суббота, 26 ИЮНЯ
10:00 – 11:30
10:00 – 11:30
МАСТЕРСКАЯ Сторителлинга, английская традиция. Чуть-чуть теории и немного практики.
(время уточняется)
Маша Плаксина, Руководитель уличного театра СоЛу, Окончила РГИСИ (класс Б.Е.Уварова).
10:00 – 11:30
10:00 – 11:30
ЛЕКЦИЯ «Паратеатральная лаборатория. Образное мышление. Целеполагание»
Олег Жуковский – человек-путешествие!
11:30 – 13:00
11:30 – 13:00
Обсуждение итогов и дальнейшего развития PRO-программы
У каждого желающего высказаться есть 3 минуты.

Модератор: Сергей Корсаков.
ПАРТНЕРЫ
skype: sergej_korsakov
tyran@kupiworkshop.com
+7 968 942 69 95
(Viber/WhatsApp)

© 2020 РСУТиА